ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«А я не переживаю, что мой ребёнок молчит. Рано или поздно заговорит! Главное, что он умеет хорошо играть в игры на телефоне», - часто современные родители считают, что общаться с ребенком не обязательно. Это удобно, ребенок занят телефоном и не отвлекает родителей от их важных дел.
«Да, проблема, действительно, актуальная», - говорит учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №31» Татьяна Валерьевна Пырлик, причем обострилась она в последние 10 лет. С каждым годом ситуация становится все более серьезной, и количество детей с речевыми проблемами продолжает расти.
Стандарты оценки речевого развития детей остались неизменными с советских времен. Однако логопеды отмечают, что современные дети отстают от своих предшественников. Ранее считалось, что стадия доречевого развития ребёнка должна начинаться в возрасте 2 - 3 месяцев, а теперь этот срок сдвинулся до 4 - 5 месяцев. По нормам, к 5 годам ребенок должен уметь произносить все звуки, но логопеды фиксируют, что эта планка теперь составляет 6,5 - 7 лет.
Выросло поколение современных родителей, которые не знакомят своих детей с потешками и играми, такими как «Потягушки», «Пальчик-мальчик», «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие. Они не стремятся читать сказки, рассказывать стихи или петь колыбельные своим детям. В результате в семье отсутствует полноценное общение.
Когда же нужно обращаться к специалистам?
Нужно бить тревогу, если:
- К одному году у ребенка не появились первые слова.
- В возрасте 1,6 - 2 лет у ребенка отсутствуют простые фразы.
- Если к двум годам ребенок не говорит, необходимо обратиться к невропатологу для назначения лечения. В этом возрасте также желательно проконсультироваться с логопедом.
- Если ребенок говорит нечетко, как будто у него «каша во рту», это может указывать на серьезные нарушения речи, которые могут привести к задержке в развитии таких психических процессов, как мышление, память и внимание.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Общайтесь со своим ребенком! Используйте каждую минуту, проведённую вместе – утром и вечером, а также по пути в детский сад и обратно. Общение с родителями закладывает основы для развития речи и социальной адаптации ребенка. Во время разговоров дети учатся не только словами, но и демонстрируют язык, навыки слушания и диалога. Ежедневное общение позволяет ребенку испытывать внимание и заботу, что способствует формированию эмоциональной требовательности. «Чем больше родителей в разговоре с ребенком, тем быстрее развиваются его когнитивные и языковые способности. Постоянная беседа — инструмент обучения в естественной среде». — комментирует Татьяна Пырлик.
- Слушайте дома качественную музыку. Пойте вместе с ребенком. Музыкальные занятия развивают чувство ритма, слух и память, что напрямую влияет на языковую грамотность. Ритмическая структура музыки помогает мозгу обрабатывать информацию быстрее и точнее. Татьяна Пырлик считает: «Музыкальные ритмы и совместное пение очень положительно влияют на эмоциональную связь с ребенком».
- Использование народного фольклора и чтение сказок. Фольклор и сказки содержат богатый язык и культурные коды, которые способствуют развитию воображения и критического мышления. Обсуждение сюжета помогает ребенку формировать причинно-следственные связи. Татьяна Валерьевна отмечает: «Сказки — это уникальный способ передать детям культурное наследие, развивать их словарный запас и аналитическое мышление».
- Тактильные игрушки для развития речи. Игры с конструктором, пластилином и пазлами развивают мелкую моторику. Тактильные ощущения стимулируют активность зон мозга, ответственных за речь. Татьяна Валерьевна подтверждает: «Игры с привлечением предметов позволяют детям укреплять координационные действия и активизировать развитие языковых навыков».
- Рисование как способ развития речи. Татьяна Пырлик считает: «Изображение не только развивает воображение, но и помогает детям лучше формулировать свои мысли посредством описания своих рисунков». Во время рисования ребенок учится выражать свои мысли и эмоции, что способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.
- Избегание преобразованной речи в мультфильмах и разговоре. Пример речи из мультфильмов формирует у ребенка навыки подражания, что особенно важно в молодом возрасте. Искаженная речь в мультфильмах может привести к неправильному воздействию звука. «Дети склонны копировать все, что предлагает и слышат. Качественная речь формирует финансовые языковые навыки»: отмечает Татьяна Валерьевна Пырлик.
Важно помнить, что задержка в речи может негативно сказаться на развитии ребенка и его взаимодействии со сверстниками. Помогите своему ребенку развиваться правильно!
Автор - Тебайкин Илья